Гостиница «Фрегат» (1989) – без сомнения одно из лучших модернистических зданий Херсона. Оно прекрасно вписано в ландшафт и в участок. Трудно определить, откуда вид лучше, с проспекта Ушакова, или с реки. Собственно, вид с реки и был проектным заданием.
ПЛАНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ
Город готовился к 200-летнему юбилею, а страна – к Московской олимпиаде 1980 г. Было задумано к реализации несколько масштабных проектов. По одному из них предполагалось строительство новой широкой набережной вдоль Днепра до консервного комбината и сооружение нескольких знаковых объектов с тем, чтобы Херсон зазвучал с реки.
Надо сказать, все двести лет предшествующей истории города главной транспортной артерией к Херсону была река, с набережной начиналось знакомство с городом. Исторический центр между улицами Воронцовской и Говардовской (Ушакова) сформировал вполне симпатичный панорамный вид. Доминантами выступали несколько херсонских церквей на покатых холмах, городская дума с часовой башней, гостиница Европейская с куполом и сферой на нём и городской театр. С доминированием церквей в ландшафте городов в советское время разразилась борьба. Какие-то храмы взрывали, где-то разбирались колокольни и купола, намеренно возводились многоэтажки в непосредственной близости. Херсон не явился исключением и силуэт исторического центра, не имея альтернативного концептуального решения, со временем приобрёл хаотичные очертания. Ситуация усугубилась, помимо прочего, разросшимися в ширину, а кранами и в высоту морским и речным портами. Надежды, а главное возможности вынести порты за пределы города таяли с каждым новым генпланом. Потому архитекторам, трезво оценивающим тогдашнюю ситуацию, перспективней казалось не бороться с портом, а просто начать формировать новую днепровскую набережную, а соответственно и новый силуэт города к востоку от порта и исторического центра, т.е. к востоку от проспекта Ушакова. Здесь ещё сохранялась малоэтажная застройка, а на Военном предместье и вовсе одноэтажная. Новый проект предполагал строительство ряда доминирующих в силуэте города объектов. Непосредственно на проспекте Ушакова намечалась гостиница Интурист, далее в реконструированном парке Славы с проектируемой новой широкой лестницей – новая областная библиотека, затем Дворец пионеров и дальше – Дворец правосудия. Первой была заложена библиотека, после – гостиница и позже Дворец Пионеров. Фундаменты последнего так и не пригодились, а до Правосудия и вовсе руки не дошли.
ИНТУРИСТ ФРЕГАТ
Проект гостиницы разработал звёздный дуэт херсонских архитекторов Вячеслава Фёдоровича Михайленко и Николая Филимоновича Марченко. Михайленко вспоминал, что на идею образа херсонской гостиницы его натолкнула гостиница “Иверия” в Тбилиси (построена в 1967). Она здорово вписалась в высокий берег реки Мтквари (Куры), словно выступ скалы, и, благодаря поперечному расположению относительно берега, со всех гостиничных номеров можно было любоваться как панорамой реки и амфитеатром города на другом берегу со ступенями городского ландшафта, так и тбилисскими горами с противоположной стороны. Поскольку в Херсоне гор не было, а панорама города выше гостиницы не особенно впечатляла, родилась первая изюминка проекта развернуть все окна гостиницы с обоих фасадов на 45° в сторону реки, где раскрывалась по-настоящему впечатляющая, если не сказать грандиозная панорама широких Днепровских плавней, уходящих далеко за горизонт. Таким образом, фасады приобрели сложную геометрическую фактуру. Вертикальные рёбра рассекались горизонталями ограждений балконов, превращающихся при приближении в ряды уходящих в перспективу неба белых треугольников. Гостиница располагалась на склоне, поэтому сторона, выходящая на реку, была на пару ярусов ниже. В этой части удобно расположился трёхэтажный горизонтальный блок ресторана и конференц-зала. Но потребовалось композиционно связать этот широкий горизонтальный поперечный прямоугольник, напоминающий постамент памятника, с основным вертикальным параллелепипедом. Здесь родилась вторая изюминка – вертикаль лестнично-лифтового ризалита широкого выноса с холлом на каждом этаже. Эта башня в центре композиции очень напоминала мачту парусного судна, превращая всё здание в корабль. Такое очевидное сравнение потребовало усиления эффекта в виде нижнего и верхнего ряда круглых окон – «иллюминаторов» в административно-технических этажах, замыкавших основные этажи гостиничных номеров. Так безликое название «Интурист», постепенно перевоплотилось в колоритный «Фрегат». В довершение темы был объявлен конкурс на художественное завершение башни гостиницы. Победил херсонский художник Анатолий Грязнов, предложивший знакомые нам теперь три мачты с закрученными на них стилизованными парусами.
Широкая светлая башня на дробной ребристой плоскости фасадов была поддержана на верху ещё одним крупным глухим объемом левее от неё – самое неожиданное решение и без того специфического проекта – конференц-зал на крыше. В итоге зал был хорошо оснащён и оформлен, как положено имеет наклонный пол зрительного зала. В первый раз в него попадая, не на шутку удивляешься. В этом же этаже, но со стороны Днепра устроено ещё одно кафе с самыми красивыми панорамными видами из окон на все три стороны. Впрочем, в первоначальной идее остекления не предполагалось, но ветер, знаете ли…
СТРОИТЕЛЬСТВО
Гостиница была заложена в 1977 году. Возвели каркас, но к 1980-му году стройка остановилась. По-видимому, олимпиада, поглотившая колоссальные ресурсы государства, дала о себе знать. Проблемы возникли не только с деньгами, но даже со строительными и отделочными материалами.
К стройке вернулись только в 1986 г. К тому времени бетонная конструкция на набережной превратилась в памятник долгострою и, казалось, что это навсегда. Ценой неимоверных усилий удалось её разморозить, но Киев по-прежнему материалами не помог. Всё находили по своим каналам и личным связям: граниты, армянский отделочный камень, закарпатский лес, цветные металлы, художественное стекло. Целая эпопея была с добычей «западных» нестандартных лифтов. Всё, что можно было добыть и изготовить на херсонских предприятиях делали и находили на месте. Фактически, декоративное оснащение вплоть до светильников, делалось вручную на месте по эскизам местных же художников. Даже сам фонтан в виде шара со стеклянными цветами и мозаикой изготовил вручную Вячеслав Михайленко, который был и сварщиком, и скульптором. Поэтому мы имеем не просто архитектурный памятник, а оригинальное комплексное художественное произведение, каждая мелкая деталь которого изготовлена к месту и в единственном экземпляре. Предметом охраны в данном случае будет не только здание с благоустройством вокруг, но и интерьеры со всем художественно-декоративным оснащением.
Гостиница открылась в 1989 году. Открытие прошло незаметно для города, и даже для самих строителей, в рабочем режиме. 12 лет строительства дали о себе знать. Поздравили друг друга, а в здании появились первые восторженные гости.
ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ
Прошло 30 лет и вот, в этом 2020 году над гостиницей сгустились тучи. Она фактически закрылась. В планах её переустройство в обычный жилой дом. Нижний ресторан грозят отдать Макдоналдсу со всеми вытекающими последствиями, включая корпоративный дизайн. Вокруг здания, прямо в зеленой зоне, планируют построить новые жилые дома, торгово-развлекательный комплекс и даже небольшое здание новой гостиницы. И кажется, что это просто страшный сон. Но это происходит в реальности, и вот уже в фонтане размещают неуместный «Парк динозавров», совершенно дико выглядящий, но в комплексе последующих планов, очень красноречивый.
Между тем у Херсона совершенно противоположные проблемы: разрушение объектов культурного наследия, уродование цельных ансамблей и комплексов, дикий самострой, уничтожение зелёных зон, системы полива, фонтанов и водоёмов, что катастрофично для степного города, полная деградация художественного облика городского пространства.
Город с плясками пропагандирует развитие туризма на руинах памятников и гостиниц.
Гостиница «Фрегат» – одна из визитных карточек Херсона. Это не просто один из лучших примеров модернизма, это один из лучших примеров местной архитектурной и художественной школы, кажется, уже потерянной навсегда.
(с) Сергей Дяченко 2020