Гостиница Фрегат

1989

Архитекторы

Вячеслав Фёдорович Михайленко,
Николай Филимонович Марченко

Инженеры, конструкторы

неизвестны

Состояние фасада

уставшее

Состояние интерьера

уставшее

Нынешнее назначение

по назначению

Регион

Украина

Херсонская область

Добавлен на сайт

25 января 2023
Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.

Гостиница «Фрегат» (1989) – без сомнения одно из лучших модернистических зданий Херсона. Оно прекрасно вписано в ландшафт и в участок. Трудно определить, откуда вид лучше, с проспекта Ушакова, или с реки. Собственно, вид с реки и был проектным заданием.

ПЛАНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ
Город готовился к 200-летнему юбилею, а страна – к Московской олимпиаде 1980 г. Было задумано к реализации несколько масштабных проектов. По одному из них предполагалось строительство новой широкой набережной вдоль Днепра до консервного комбината и сооружение нескольких знаковых объектов с тем, чтобы Херсон зазвучал с реки.

Надо сказать, все двести лет предшествующей истории города главной транспортной артерией к Херсону была река, с набережной начиналось знакомство с городом. Исторический центр между улицами Воронцовской и Говардовской (Ушакова) сформировал вполне симпатичный панорамный вид. Доминантами выступали несколько херсонских церквей на покатых холмах, городская дума с часовой башней, гостиница Европейская с куполом и сферой на нём и городской театр. С доминированием церквей в ландшафте городов в советское время разразилась борьба. Какие-то храмы взрывали, где-то разбирались колокольни и купола, намеренно возводились многоэтажки в непосредственной близости. Херсон не явился исключением и силуэт исторического центра, не имея альтернативного концептуального решения, со временем приобрёл хаотичные очертания. Ситуация усугубилась, помимо прочего, разросшимися в ширину, а кранами и в высоту морским и речным портами. Надежды, а главное возможности вынести порты за пределы города таяли с каждым новым генпланом. Потому архитекторам, трезво оценивающим тогдашнюю ситуацию, перспективней казалось не бороться с портом, а просто начать формировать новую днепровскую набережную, а соответственно и новый силуэт города к востоку от порта и исторического центра, т.е. к востоку от проспекта Ушакова. Здесь ещё сохранялась малоэтажная застройка, а на Военном предместье и вовсе одноэтажная. Новый проект предполагал строительство ряда доминирующих в силуэте города объектов. Непосредственно на проспекте Ушакова намечалась гостиница Интурист, далее в реконструированном парке Славы с проектируемой новой широкой лестницей – новая областная библиотека, затем Дворец пионеров и дальше – Дворец правосудия. Первой была заложена библиотека, после – гостиница и позже Дворец Пионеров. Фундаменты последнего так и не пригодились, а до Правосудия и вовсе руки не дошли.

ИНТУРИСТ ФРЕГАТ
Проект гостиницы разработал звёздный дуэт херсонских архитекторов Вячеслава Фёдоровича Михайленко и Николая Филимоновича Марченко. Михайленко вспоминал, что на идею образа херсонской гостиницы его натолкнула гостиница «Иверия» в Тбилиси (построена в 1967). Она здорово вписалась в высокий берег реки Мтквари (Куры), словно выступ скалы, и, благодаря поперечному расположению относительно берега, со всех гостиничных номеров можно было любоваться как панорамой реки и амфитеатром города на другом берегу со ступенями городского ландшафта, так и тбилисскими горами с противоположной стороны. Поскольку в Херсоне гор не было, а панорама города выше гостиницы не особенно впечатляла, родилась первая изюминка проекта развернуть все окна гостиницы с обоих фасадов на 45° в сторону реки, где раскрывалась по-настоящему впечатляющая, если не сказать грандиозная панорама широких Днепровских плавней, уходящих далеко за горизонт. Таким образом, фасады приобрели сложную геометрическую фактуру. Вертикальные рёбра рассекались горизонталями ограждений балконов, превращающихся при приближении в ряды уходящих в перспективу неба белых треугольников. Гостиница располагалась на склоне, поэтому сторона, выходящая на реку, была на пару ярусов ниже. В этой части удобно расположился трёхэтажный горизонтальный блок ресторана и конференц-зала. Но потребовалось композиционно связать этот широкий горизонтальный поперечный прямоугольник, напоминающий постамент памятника, с основным вертикальным параллелепипедом. Здесь родилась вторая изюминка – вертикаль лестнично-лифтового ризалита широкого выноса с холлом на каждом этаже. Эта башня в центре композиции очень напоминала мачту парусного судна, превращая всё здание в корабль. Такое очевидное сравнение потребовало усиления эффекта в виде нижнего и верхнего ряда круглых окон – «иллюминаторов» в административно-технических этажах, замыкавших основные этажи гостиничных номеров. Так безликое название «Интурист», постепенно перевоплотилось в колоритный «Фрегат». В довершение темы был объявлен конкурс на художественное завершение башни гостиницы. Победил херсонский художник Анатолий Грязнов, предложивший знакомые нам теперь три мачты с закрученными на них стилизованными парусами.

Широкая светлая башня на дробной ребристой плоскости фасадов была поддержана на верху ещё одним крупным глухим объемом левее от неё – самое неожиданное решение и без того специфического проекта – конференц-зал на крыше. В итоге зал был хорошо оснащён и оформлен, как положено имеет наклонный пол зрительного зала. В первый раз в него попадая, не на шутку удивляешься. В этом же этаже, но со стороны Днепра устроено ещё одно кафе с самыми красивыми панорамными видами из окон на все три стороны. Впрочем, в первоначальной идее остекления не предполагалось, но ветер, знаете ли…

СТРОИТЕЛЬСТВО
Гостиница была заложена в 1977 году. Возвели каркас, но к 1980-му году стройка остановилась. По-видимому, олимпиада, поглотившая колоссальные ресурсы государства, дала о себе знать. Проблемы возникли не только с деньгами, но даже со строительными и отделочными материалами.

К стройке вернулись только в 1986 г. К тому времени бетонная конструкция на набережной превратилась в памятник долгострою и, казалось, что это навсегда. Ценой неимоверных усилий удалось её разморозить, но Киев по-прежнему материалами не помог. Всё находили по своим каналам и личным связям: граниты, армянский отделочный камень, закарпатский лес, цветные металлы, художественное стекло. Целая эпопея была с добычей «западных» нестандартных лифтов. Всё, что можно было добыть и изготовить на херсонских предприятиях делали и находили на месте. Фактически, декоративное оснащение вплоть до светильников, делалось вручную на месте по эскизам местных же художников. Даже сам фонтан в виде шара со стеклянными цветами и мозаикой изготовил вручную Вячеслав Михайленко, который был и сварщиком, и скульптором. Поэтому мы имеем не просто архитектурный памятник, а оригинальное комплексное художественное произведение, каждая мелкая деталь которого изготовлена к месту и в единственном экземпляре. Предметом охраны в данном случае будет не только здание с благоустройством вокруг, но и интерьеры со всем художественно-декоративным оснащением.

Гостиница открылась в 1989 году. Открытие прошло незаметно для города, и даже для самих строителей, в рабочем режиме. 12 лет строительства дали о себе знать. Поздравили друг друга, а в здании появились первые восторженные гости.

ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ
Прошло 30 лет и вот, в этом 2020 году над гостиницей сгустились тучи. Она фактически закрылась. В планах её переустройство в обычный жилой дом. Нижний ресторан грозят отдать Макдоналдсу со всеми вытекающими последствиями, включая корпоративный дизайн. Вокруг здания, прямо в зеленой зоне, планируют построить новые жилые дома, торгово-развлекательный комплекс и даже небольшое здание новой гостиницы. И кажется, что это просто страшный сон. Но это происходит в реальности, и вот уже в фонтане размещают неуместный «Парк динозавров», совершенно дико выглядящий, но в комплексе последующих планов, очень красноречивый.

Между тем у Херсона совершенно противоположные проблемы: разрушение объектов культурного наследия, уродование цельных ансамблей и комплексов, дикий самострой, уничтожение зелёных зон, системы полива, фонтанов и водоёмов, что катастрофично для степного города, полная деградация художественного облика городского пространства.

Город с плясками пропагандирует развитие туризма на руинах памятников и гостиниц.

Гостиница «Фрегат» – одна из визитных карточек Херсона. Это не просто один из лучших примеров модернизма, это один из лучших примеров местной архитектурной и художественной школы, кажется, уже потерянной навсегда.

(с) Сергей Дяченко 2020